ГБОУ Школа №1359 дошкольное отделение-1 группа "Цыплята"

Консультация для педагогов

«СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В  РАБОТЕ 

ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».

Свою  работу  опытный педагог всегда  строит на методически грамотной организации сотрудничества с родителями, так как именно организация взаимодействия педагога и родителей является важным фактором успешной работы по воспитанию подрастающего поколения.

Родители, как и педагоги,  хотят  видеть  своих  детей  здоровыми  и  счастливыми. В своей практике я убедилась, что родители  готовы  поддержать  начинания  педагогов,  направленные  на  удовлетворение  и  развитие  интересов,  потребностей  детей. Родители - взрослые  люди, имеющие  большой  жизненный  опыт,  знания,  умеющие  анализировать  ситуации, поэтому  в  решении  ряда  проблем  я получаю много нужных  и  полезных  советов от них.

Взаимодействие  педагогов  и  родителей  позволяет  лучше  узнать  ребенка,  посмотреть  на  него  с  разных  позиций,  увидеть  в  разных  ситуациях, а,  следовательно,  помочь  в  понимании  его  индивидуальных  особенностей,  развитии  способностей  ребенка, в  преодолении  его  негативных  поступков  и  проявлений  в  поведении,  формировании  ценных  жизненных  ориентаций, узнать больше об интересах и традициях семей.  

Формирование  сотрудничества   родителей  и  педагогов  зависит,  прежде  всего,  от  того,  как  складывается  взаимодействие  взрослых  в этом  процессе. Результат  воспитания  может  быть  успешным  только  при  условии, если  педагоги  и  родители  станут равноправными партнерами,  так  как  они  воспитывают  одних  и  тех  же  детей.  В  основу  этого  союза  должно  быть  положено  единство  стремлений, взглядов  на  образовательный  процесс, выработанные  совместно  общие  цели  и  образовательные  задачи, а  также  пути  достижения намеченных  результатов. Поэтому, в своей работе я стараюсь с первых дней присутствия детей и родителей в моей группе объединить всех в один сплоченный коллектив.

Все мы знаем, что  преобладающая  часть  родителей  -  не  профессиональные  воспитатели.  Они  не  имеют  специальных  знаний  в  сфере  воспитания  и  образования  детей, нередко  испытывают  трудности  в  установлении  контактов  с  детьми. Педагоги  и  родители  должны  вместе  искать  наиболее  эффективные  способы  решения  этой  проблемы, определять  содержание  и  формы  педагогического  просвещения  в  этой  связи. Определяющая  роль  в  установлении  такого  взаимодействия  принадлежит  нам - педагогам.  Союз, взаимопонимание  педагогов  и  родителей, их  взаимное  доверие  возможны  лишь  в  том  случае,  если  педагог  исключает  в  работе  с  родителями  дидактизм,  не  поучает,  а  советует,  размышляет  вместе  с  ними,  договаривается  о  совместных  действиях,  тактично  подводит  их  к  пониманию  необходимости  педагогических  знаний. В своей работе я показываю, что атмосфера  взаимодействия направлена на укрепление взаимопонимания между нами, а,  мое общение  с  родителями свидетельствует  о  том,  что  я  нуждаюсь  в  родителях, в объединении  усилий, что родители - мои  союзники, и  я  не  могу  обойтись  без  их  совета  и  помощи.

Мне, как  педагогу  со стажем знакомо, что не  все  родители  откликаются  на  мое стремление к  сотрудничеству  с  ними, не все проявляют  интерес  к  объединению усилий  по  воспитанию  и  обучению  своего  ребенка.  Воспитателю  необходимы  терпение  и  целенаправленный  поиск  путей  решения  этой  проблемы. Я  думаю,  что сначала следует  начать  работу  и  взаимодействие  с  теми,  кто  желает  участвовать  в  жизни  группы,  поддерживает  педагогов,  даже  если  таких  родителей  будет  меньшинство.  Постепенно,  тактично  мы будем  вовлекать  и  остальных  родителей  в  сотрудничество, опираясь  на  родителей - единомышленников,  учитывая  интересы  каждого  ребенка  и  его  семьи.

В своей группе, для  формирования  сотрудничества  между  взрослыми  и  детьми, я стараюсь  представить  коллектив  как  единое  целое,  как  большую  сплоченную  семью,  жизнь  которой  интересна,  если  организована  совместная  деятельность  педагогов, родителей, детей. Это  способствует  установлению  взаимопонимания  между родителями  и  детьми, созданию  комфортных  условий в детском саду и  в семье.

 Я считаю, что целесообразно  значительную  часть  образовательной  работы  организовывать  одновременно  с  детьми и  родителями, а  возникающие  проблемы, поставленные  задачи решать  сообща,  и  объединить  усилия  для  достижения  эффективных  результатов.

Моя работа  по  привлечению  родителей  к  деятельности  детского сада основана на методике, которая включает три  этапа:

•  первый - актуализация  потребностей  родителей  в  образовании  собственного  ребенка;

•  второй - педагогическое  просвещение  родителей  как  заказчиков  на  образовательные услуги  в дошкольном  учреждении;

•  третий - партнерство  педагогов  и  родителей  в  деятельности ДОУ,  в основу  которого  заложены  идеи  гуманизации отношений, приоритет  общечеловеческих  ценностей  с акцентом  на  личностно - деятельностный подход.

Работая по этой методике, я  создала  систему  работы  с  родителями,  представленную  двумя  блоками, каждый  из  которых  включает задачи,  формы  и  виды  деятельности.

В первый блок входит педагогическое просвещение родителей, основными задачами которого является повышение педагогической грамотности родителей.  Формы работы, которые я использую:

•  Консультации  и  лекции

•  Моя  проектная деятельность «Пою, моё Отечество!»

•  Семинары

•  Открытые  мероприятия

•  Конференции, практические  занятия, творческие группы по интересам

• Педагогические советы

•  Родительские  собрания 

Во второй блок входит работа по включению родителей в деятельность детского сада, основными задачами которого является создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности нашего учреждения.  Использую следующие формы работы:

• Конкурсы  и викторины, совместные мероприятия, мастер-классы

• Тренинги  с  педагогом-психологом

•  Спортивные соревнования

•  Праздники  и развлечения

•  Театральные фестивали

В нашей нелегкой работе важно  расположить  к  себе  родителей,  завоевать  их  доверие, вызвать  на  откровенность,  разбудить  желание  поделиться  с педагогом  своими  мыслями,  сомнениями.  Все это  поможет  лучше  понять  ребенка,  найти  оптимальные  способы  решения  проблем  воспитания конкретной  личности  в детском саду и в семье.  Психологическим  условием  такого  успешного  межличностного  взаимодействия  является  внимательность, проникновенность, неторопливость, а самое главное – заинтересованность самого педагога в своей работе, любовь и забота о наших детях.

13 января 2015 в 21:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.